Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают взрослые в семье.
Как организовать логопедические занятия с ребенком дома?
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Речевые дефекты не исчезнут сами собой со временем, для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
Приобретите дидактические, настольно-печатные игры, пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Игры и материалы подбирайте соответственно возрасту вашего ребенка.
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
С детьми старшего дошкольного возраста можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Детям среднего дошкольного возраста можно предложить, чтобы плюшевый мишка или кукла тоже выполняли упражнения с ними.
Правила занятий с ребёнком дома:
заниматься с ребёнком дома ежедневно;
занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке;
время проведения занятий 10-15 минут;
хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение;
артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз под счет.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для губ
“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.
“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.
“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.
Статические упражнения для языка
“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.
Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.
“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.
“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.
“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.
Динамические упражнения для языка
“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).
“Орешек во рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.
“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.
“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.
“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).
“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.
“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).
“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.
“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.
“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.
“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначала медленно, затем убыстряя темп.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.
Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
дутье через соломку в стакан с водой;
надувание воздушных шаров;
дутье на разноцветные вертушки;
игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
пускание мыльных пузырей;
дутье на одуванчики весной.
Развитие мелкой моторики
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Задания для развития мелкой моторики
- Рисование, обводка, штриховка.
Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.
Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.
- Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц.
- Игры с крупой:
выкладывание узора(солнышко, домик, снеговик, шарик и т.п.;
сортировка круп(разложить фасоль и горох в разные формочки);
собери крупу в бутылочку с узким горлышком…
4.Выложи узор палочками, нитками, шнурками, пуговицами и т.п.
5. Лепка.
Родителям детей старшего дошкольного возраста не стоит забывать о подготовке к поступлению в школу.
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2019, 478с.
- Учебная программа дошкольного образования/ М-во образования Респ. Беларусь. - Минск: НИО; Аверсэв, 2019
- Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010.
- Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – 2-е изд., стер. – Минск: Народная асвета, 2018.
Подготовила учитель-дефектолог Дубровская Е. В.
раскрыть » / « свернуть