Занятия физическими упражнениями наряду со всеми положительными воздействиями нередко сопровождаются различными травмами. Предупреждение травматизма на физкультурных занятиях должно заключаться в устранении обусловливающих его причин.
Использование средств для профилактики травматизма позволяет обеспечить безопасность воспитанников во время проведения различных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Основные причины травматизма в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.
1. Нарушение правил организации занятий:
- проведение занятий с большим числом воспитанников на одного педагога, чем полагается;
- нахождение воспитанников в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;
- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть воспитанников находится вне его поля зрения;
- недостаточные интервал и дистанция между занимающимися при выполнении групповых упражнений.
2. Нарушение в методике преподавания
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.
- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
- отсутствие вентиляции;
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).
- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.
- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи.
- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования:
- малые размеры зала или площадки для занятий;
- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для воспитанников месте;
- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
- свободный доступ воспитанников к окнам, открытым для проветривания.
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны педагога.
Физкультурный зал должен быть просторным, светлым, хорошо проветриваемым. Температура воздуха должна находиться в пределах 17—18 °С, относительная влажность - 40—55%. Для обеспечения этих параметров рекомендуется проводить занятие при открытой фрамуге, в перерывах между занятиями осуществлять сквозное проветривание (длительностью до 5 мин). Для осуществления контроля за воздушным режимом на внутренней стене физкультурного зала на высоте 1 м от пола следует повесить термометр.
Освещенность физкультурного зала должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам (200 лк на уровне 0,5 м от пола). Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Все розетки и электровыключатели должны быть закрыты, плафоны электроосвещения и окна — зарешечены.
Пол спортивного зала должен быть ровным, упругим, хорошо покрашенным, что позволяет быстро и качественно производить влажную уборку. К началу занятия пол должен быть обязательно сухим. Мокрая поверхность пола часто является причиной тяжелых травм. Уборка спортивного зала проводится влажным способом перед каждым занятием.
В физкультурном зале размещается крупное оборудование (гимнастическая стенка, канаты, шесты, гимнастические скамейки, доски, лестницы с зацепами, бумы, тренажеры) и мелкий инвентарь (мячи разного диаметра, мешочки с песком, обручи, скакалки, гимнастические палки, булавы и т.п.). Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подойти к нему. При выполнении упражнений на спортивном оборудовании полы под ними должны быть покрыты гимнастическими матами, уложенными с плотной стыковкой. Чтобы избежать расплющивания у ребенка стопы при спрыгивании с высоты, в целях улучшения амортизации на пол следует класть два поролоновых мата толщиной 10 см каждый, а детям необходима поддержка взрослого.
Оборудование и инвентарь должны быть проверены и приведены в безопасное и приемлемое в санитарно-гигиеническом отношении состояние. Оборудование отдельных видов, а также мелкий инвентарь, должны храниться кроме физкультурного зала в специально отведенном для этого помещении.
К оборудованию, которым пользуются дети, предъявляются следующие требования:
- все оборудование должно быть надежно закреплено, а пособия и предметы установлены и размещены с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
- размеры оборудования должны соответствовать антропометрическим показателям ребенка (длина тела в положении стоя, сидя, длина ног, рук, объем грудной клетки);
- на занятиях используется только исправное и безопасное оборудование;
- должно иметь место достаточное количество разнообразного оборудования и инвентаря для всех детей группы (подгруппы);
- запрещается использование оборудования и инвентаря, предназначенного для взрослых.
Для физкультурных занятий и других физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории детского сада должна быть оборудована физкультурная площадка. Размеры и форма ее определяются территориальными возможностями дошкольного учреждения. Почва должна быть ровной и утрамбованной, кустарник, который ограждает площадку, — аккуратно подстрижен. Покрытие на физкультурной площадке может быть травяное или почвенное. Нельзя размечать площадки канавками, устраивать на них деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадок не должно быть столбов, заборов, деревьев, которые могут оказаться причиной травм. Беговые дорожки должны иметь ровное покрытие без бугров и впадин. За линией финиша дорожка должна продолжаться не менее чем на 5—8 м. Прыжковую яму необходимо заполнить взрыхленным песком на глубину не менее 40 см. Мелкий инвентарь для подвижных и спортивных игр выносится на участок по мере необходимости.
Требования к методике обучения двигательным действиям:
1. обучая воспитанников различным двигательным умениям, приёмам выполнения движений, необходимо обеспечить правильный показ движения; 2. при организации занятия следить за тем, чтобы воспитанники самовольно не использовали снаряды и тренажёры; 3. не допускать нахождения воспитанников в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом из зала; 4. при проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все воспитанники; 5. при выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточной дистанцией между детьми; 6. воспитатель (руководитель физического воспитания) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки воспитанников во время занятия; 7. при организации занятия воспитатель (руководитель физического воспитания) должен следить за состоянием воспитанников, не допускать их переутомления; в случае появления внешних признаков переутомления, необходимо предложить ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность; 8. воспитатель (руководитель физического воспитания) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
Таким образом, всё оборудование и инвентарь, используемый воспитанниками должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения педагога, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми действиями. Необходимо соблюдать все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи.
Литература:
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года №125-3 «О физической культуре и спорте».
- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
- Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания. УТВЕРЖДЕНО: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138.
Подготовила: руководитель физического воспитания высшей категории Лимонтова В. В.
разгарнуць » / « згарнуць